Либава

24.05.07

Домой
Военный Порт
Император
Либава
Воздушный мост
Карта Либавы
Оф.Со.Флота
Фотографии
Избранное

 

Р.В. Кондратенко

   Первое упоминание о небольшом рыбацком селении Лива, расположенном в устье одноименной реки, вытекающей из Либавского озера, содержится в датированном 4 апреля 1253 г. договоре кур-земского епископа Индрика с заместителем магистра Ливонского ордена Эберхардом Зейне о разделе Курсы. Спустя десятилетие хроники говорят о Ливе уже как о епископской гавани. С этого времени все чаще стали наведываться в Ливу разноплеменные торговцы, а иные и осели здесь, потеснив местных жителей. Поселок понемногу рос, требуя все больше дерева для строительства домов и складов, кораблей и пристаней. Постепенно лес, покрывавший берега реки, был вырублен, почва оголилась и к морю двинулись странствующие пески. Попадавший в воду песок переносился течением с юга на север и скапливался у каждого препятствия. За считанные годы гавань обмелела настолько, что стала недоступной крупным купеческим судам. Пришлось переносить порт южнее, выкопав для реки искусственное русло.

Случилось это незадолго до появления на карте Европы Курляндского герцогства, выкроенного из остатков Ливонского ордена, разгромленного войсками Ивана Грозного. Беспокойное наследство досталось потомкам магистра Кетлера. Долго не затихала борьба курляндских герцогов с собственным дворянством. Пытаясь опереться в этой борьбе на горожан, герцог Фридрих 13 марта 1625 г. даровал Ливе городские права, а заодно и новое имя — Лиепая.

К концу века и южная гавань обмелела, поэтому суда приходилось разгружать на рейде, перевозя товары лодками. В свежую погоду, столь частую в этих местах, разгрузка и вовсе прекращалась, отчего чувствительно страдала городская торговля, а вместе с ней интересы герцога. Немало сил приложил магистрат Лиепаи, чтобы справиться с бедой. Наконец, после долгого обсуждения, составили окончательный проект перестройки порта, а 1 октября 1697 г. приступили к земляным работам.

Прямой как стрела канал, соединивший Либав-ское озеро с морем, был готов к 1703 г. Уже тогда берега его покрылись причалами и складами: канал стал купеческим портом. По замыслу строителей, быстрое течение должно было прочищать русло, поддерживая достаточную глубину. И действительно, вначале торговля заметно оживилась. Ли-епаю ежегодно стали посещать сотни судов, но через несколько десятилетий вход в порт вновь оказался перекрытым донными отложениями. Тогда решили защитить его двумя параллельными молами. Их возвели к 1740 г., однако песок продолжал наступать, и вскоре молы пришлось удлинить.

С 1795 г., после присоединения Курляндии к Российской империи, заботу о состоянии торгового порта Либавы, как стал отныне называться город, взяло на себя русское правительство. Впрочем, широко развернуть работы по реконструкции его сооружений удалось только в царствование Николая I, когда была построена каменная лоцманская башня и произведено очередное удлинение молов.

В 1831 г. порт получил права гавани первого класса, товары сюда поступали не только из окрестных губерний, но и из Орловской, Калужской, Смоленской, Полтавской и Черниговской, а вывозились в Англию, Германию, Голландию, Бельгию, Швецию, Францию и другие европейские страны. В 1839 г. либавское купечество даже ходатайствовал, правда, безуспешно о постройке железной дороги, которая связала бы город с центральными районами России.

Сильный удар по либавской торговле нанесла Крымская война. Английский флот не только блокировал порт, но и ограбил, отобрав у либавских купцов их суда вместе с товаром.

России пришлось тогда бороться с мощной коалицией в составе Франции, Англии, Турции и Сардинии. Нападением угрожала и Австрия, что заставило русское командование разбросать войска по всем театрам. Победа в такой войне была невозможна, а все более ухудшавшееся экономическое положение России, тесно связанной с английским рынком, заставляло искать пути к примирению. После падения Севастополя переговоры пошли быстрее и завершились подписанием Парижского трактата.

Поражение всколыхнуло Россию. В атмосфере критики порядков прошлого царствования активизировались сторонники либеральных реформ. Среди предлагавшихся преобразований была и замена покровительственной таможенной политики поощрением свободной торговли. Интересы же внешней торговли настоятельно требовали оборудования незамерзающего коммерческого порта на южном побережье Балтики. Существовало лишь две кандидатуры на роль такого порта — Либава и Виндава.

Приказом главноуправляющего путями сообщения, генерал-адъютанта Чевкина, от 15 ноября 1856 г., выбрать один из этих портов было поручено полковнику Гейдателю. Со своей задачей полковник справился к весне и 13 марта 1857 г. представил записку, в которой отдал предпочтение Ли-баве, так как она меньше замерзала и была ближе к европейским рынкам .

Гейдатель составил проект реконструкции порта, с некоторыми изменениями утвержденный 26 августа 1858 г. К работам приступили в 1861 г. Однако в ноябре того же года финансовая несостоятельность Главного общества российских железных дорог заставила отказаться от строительства уже намеченной линии от Ди-набурга к Либаве. Это лишало предприятие всякого смысла, тем не менее, работы в порту продолжались прежними темпами.

Кроме МПС, незамерзающими гаванями интересовалось и морское министерство. Восстанавливая Балтийский флот после Крымской войны, оно искало такую гавань, чтобы впредь не обрекать боевые корабли на полугодовой ледовый плен в Кронштадте. В 1856 г. был образован особый Комитет по береговой обороне, под представительством генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича. Комитет обратил внимание на Балтийский порт, ныне Палдиски. На следующий год туда отправилась комиссия вице-адмирала Панфилова, осмотревшая остатки сооружений, заложенных еще Петром I в 1723 г. К 1859 г. подготовили новый проект, предполагавший ассигнование 23 миллионов рублей, но после финансового кризиса 1857—1859 гг., в обстановке хронического бюджетного дефицита, такие расходы оказались не по плечу министерству финансов. Проект пришлось отложить, а вскоре о нем и вовсе забыли — начиналась эпоха реформ.

Реформы, особенно крестьянская, судебная и земская, потребовали немало средств. Велики были расходы и на подавление польского восстания 1863—1864 гг. Первое время на бюджете морского ведомства они не сказывались, хотя новый министр финансов М.Х. Рейтерн, бывший сотрудник Константина Николаевича, не был сторонником развития флота. В 1860 г. флотские реформаторы ввели Положение об управлении морским ведомством, усовершенствовавшее структуру министерства, во главе которого встал генерал-адмирал. Его помощником по хозяйственной части являлся управляющий министерством. На этот пост был назначен генерал-адъютант Н.К. Краббе, сделавший карьеру не на мостике флагманского корабля, а в ближайшем окружении А.С. Меншикова и Константина Николаевича. Когда великий князь, поощряемый А.В. Головниным, отошел от непосредственного руководства ведомством ради более широкой политической деятельности, Краббе забрал все нити управления в свои руки, что отразилось в новом Положении 1867 г.

В ноябре этого года Краббе получил записку капитана 2 ранга барона Мирбаха, в которой речь шла о необходимости устроить торговый и военный порт в Виндаве. Барон напоминал о той роли, которую сыграли во время недавнего польского восстания клиперы Жемчуг и Алмаз, вызванные из Англии к курляндским берегам и предотвратившие подвоз оружия повстанцам. Писал он и об усилении Пруссии, утверждая, что "едва ли возможно не предвидеть в близком будущем действительного соперника в германском флоте" .

Небольшой порт в Виндаве существовал, его следовало только расширить, предварительно соединив с Ригой железной дорогой, которую бралось построить Общество. От имени этого общества и выступал Мирбах. Строительство дороги живо заинтересовало Константина Николаевича.

Подобное предложение содержалось и во всеподданнейшей записке Прибалтийского генерал-губернатора Альбединского, поданной в марте 1868 г. В ней также речь шла об устройстве совмещённого военного и торгового порта. Имея в виду планы МПС, Альбединский сравнивал два незамерзающих порта Курляндии и указывал на то, что Либава, "по близости к прусской границе, не представляет надежного прикрытия" .

Записку рассмотрел Комитет министров, затем — назначенное им Особое совещание. Мнение Альбединского поддержал Краббе, желавший угодить генерал-адмиралу и рассчитывавший приобрести стоянку для военных кораблей, затратив на ее оборудование минимум средств из оскудевшего бюджета ведомства, но потерпел неудачу.

Растущие год от года государственные расходы опустошали казну, пополнять которую было нечем, так как народное хозяйство находилось в стагнации. Мировой экономический кризис 1866 г. вызвал заметный отток капиталов за рубеж, а неурожай 1867 г. усугубил положение. Рейтерн советовал царю расходовать деньги только на строительство железных дорог. На эти цели предназначалась и сумма, вырученная от продажи Аляски. На всем остальном, включая флот, старались экономить.

С согласия Константина Николаевича, ассигнования на нужды морского ведомства были уменьшены с 24 млн. руб. в 1866 г. до 17,4 млн. руб. в 1867 г. В такой ситуации строить железную дорогу к порту, нуждавшемуся в дорогостоящей реконструкции, не сочли нужным. Тем более, что министр путей сообщения Мельников противился выдаче железнодорожных концессий. МПС вернулось к первоначальной идее продолжить дорогу к Либаве, где в 1868 г. закончилось углубление гавани и фарватера, были выстроены новые молы и два маяка.

4 сентября 1871 г. в Либаву пришел первый поезд из Вильно, сообщение с Ригой открылось в 1873 г., а в 1876 г. заработала Либаво-Роменская магистраль. Торговый оборот порта вырос более, чем в четыре раза. Появилась возможность противопоставить Либаву Кенигсбергу, через который со времен Крымской войны шла заметная часть русского экспорта. В 1877 г. план расширения порта рассмотрело Особое совещание, под председательством министра путей сообщения, адмирала К.Н. Посьета, а 28 февраля 1878 г. был заключен соответствующий контракт с Обществом Либаво-Роменской железной дороги, взявшим работы на себя.

В эти же дни подписанием Сан-Стефанского мирного договора завершилась война с Турцией. Условия договора не устраивали Австро-Венгрию и Англию, и они выступили с протестом. Россия, оказавшаяся в изоляции, вынуждена была пойти на пересмотр договора. С этой целью летом 1878 г. в Берлине собрался конгресс, исход которого во многом зависел от позиции германского канцлера. Бисмарк же, убедившийся к этому времени в том, что все его попытки спровоцировать новую войну с Францией и окончательно добить ее наталкиваются на сопротивление России, сделал ставку на союз с Австро-Венгрией. На заседаниях конгресса он сыграл на руку австрийцам. Становилось очевидным, что у России появился еще один опасный противник.

Но не только внешнеполитическими осложнениями было отмечено окончание войны с Турцией, углублялся и экономический кризис, разразившийся в 1875 г. Война вызвала биржевую панику и отток иностранных капиталов, сократились торговые обороты, упал курс кредитного рубля. Чтобы справиться с ситуацией, правительство попыталось стабилизировать финансы. Одной из мер по стабилизации был жесткий контроль за расходованием средств ведомствами.

Такому контролю подлежала и двадцатилетняя программа судостроения, продолжавшая программу 1857 г. Еще в 1876 г. Константин Николаевич намечал строительство броненосцев на Балтике и в Черном море, но война смешала все карты. Лишь 18 декабря 1880 г. последовало постановление Департамента государственной экономии, которым морскому министерству предписывалось разработать и подать "на усмотрение Государственного Совета общий план предполагаемых министерством кораблестроительных работ".

Константин Николаевич уже испросил разрешение Александра II на созыв Особого совещания управляющего морским министерством с военным министром и министром иностранных дел. Однако председательствовать на этом совещании ему не довелось: 1 марта 1881 г. Александр II был убит народовольцами, на престол взошел Александр III.

Новый монарх недолюбливал генерал-адмирала и ему пришлось оставить свой пост. Морское ведомство возглавил брат царя, великий князь Алексей Александрович. Ему и представил 26 апреля 1881 г. записку с планом кораблестроения управляющий морским министерством контр-адмирал А.А. Пещуров. Записку разослали на отзыв известным адмиралам. Наиболее обстоятельные программы развития флота представили вице-адмиралы Н.М, Чихачев и И. А. Шестаков.

Оба адмирала сходились в том, что России необходимо срочно восстановить Черноморский флот. Оба считали, что на Балтике следует готовиться к оборонительной войне с Германией. Оба отдавали должное крейсерам, которые могли бы наносить удары по морской торговле возможных противников. Сходство во взглядах сыграло свою роль, когда Шестаков, реформировавший министерскую структуру, выбирал себе начальника Главного морского штаба и фактического преемника. Но в записках адмиралов видны и расхождения.

Например, Шестаков делал ставку на крейсера существовавших типов, которые он рассчитывал держать на Дальнем Востоке, а также в Средиземном море, куда они должны были приходить с Балтики, где намечалось сформировать несколько отрядов. Один из трех таких отрядов, находясь на ремонте в Кронштадте, составлял резерв для противодействия предполагаемому нападению. Но основная тяжесть обороны падала на мониторы, канонерские лодки и миноносцы.

Чихачев же настаивал на создании крейсеров очень большого водоизмещения, способных действовать в открытом море, без захода в порт для пополнения запасов. На Балтике он стремился создать укрепленный порт, выбранный с учетом планов военного министерства, в котором должна была разместиться эскадра из 9 сильных броненосцев, в том числе 5 мелкосидящих. Эта броненосная эскадра, считал Чихачев, и сыграет роль в борьбе на море.

Записки адмиралов, поступившие в морское министерство, сформировали позицию Пещурова в Особом совещании с военным министром и министром иностранных дел, состоявшемся 21 августа 1881 г. Итоговый документ совещания гласил: "Основная задача для наших морских сил в Балтийском море заключается в обеспечении за нами первенствующего значения, сравнительно с флотами других прибрежных держав. Для этого флот наш должен не уступать германскому, а если возможно, то иметь перевес над ним в открытом море. Оборона берегов Балтийского моря должна быть активная, не допускающая блокады и готовая воспользоваться всяким удобным случаем для перехода в наступление" .

23 сентября решения совещания были одобрены Александром III и послужили руководством для Комиссии, учрежденной при морском министерстве в ноябре 1881 г. В состав Комиссии вошли адмиралы Брюммер, Бутаков, Казакевич, Перелешин, Пещуров, Попов, Пузино, Стеценков, Шестаков. На заседаниях 20 и 27 ноября, 1 и 8 декабря 1881 г. они обсудили двадцатилетний план судостроения и указали на необходимость избрать передовой незамерзающий порт. По финансовым соображениям, на эту роль был предложен Балтийский порт, куда предполагалось посылать на зимовку полностью готовые к бою корабли. При этом рекомендовалось ограничится минимумом портовых сооружений 10. Александр III утвердил решения Комиссии 11 апреля 1882 г.

Их выполнение легло на плечи И.А. Шестакова, который 11 января 1882 г. стал управляющим морским министерством. Однако уже 25 мая, на заседании Комитета министров, он выступил с предложением приступить к строительству Туккумо-Виндавской железной дороги!1. Вопрос о ее прокладке был поставлен в январе 1881 г. министерством путей сообщения, которое рассчитывало расширить торговый порт в Виндаве и соглашалось оборудовать там стоянку военных кораблей, как предполагал еще в 1867 г. барон Мирбах. В ноябре 1881 г. об этих намерениях положительно отозвался Пещуров, а Шестаков лишь поддержал мнение предшественника .

В Виндаву командировали капитана 2 ранга Ста-рицкого. Он осмотрел город и реку и выяснил, что лучшим местом для размещения военных кораблей является Пацкульская заводь, где можно укрыться от весеннего ледохода. Но заводь была занята торговыми судами, находилась в черте города и не защищала от выстрелов с моря. Поэтому вопрос о Виндаве был отложен.

Тем временем, в Россию шли тревожные сообщения из Германии, которая, несмотря на договор 18 июня 1881 г., продолжала готовиться к войне с восточной соседкой. В 1882 г. русский морской агент в Берлине, капитан 1 ранга Н.А. Невахович, писал о планах усиления обороны Киля и Вильгельмсгафена, о намечавшемся строительстве канала между Киль-ской бухтой и устьем Эльбы. Писал он также о поездках офицеров германского генерального штаба по балтийскому побережью , и о разработке планов десантной операции, с высадкой на курлянд-ский берег двух пехотных дивизий . Оставить эту информацию без внимания было невозможно.

В декабре 1884 г. начала работу Комиссия "о связи и совместности действий сухопутных и морских сил в обороне государства", под председательством начальника Главного штаба Н.Н. Обручева. Обручев, рассчитывавший вести против Германии исключительно оборонительную войну, стремился обезопасить приморский фланг армий, прикрывающих западную границу, от сильного немецкого десанта. Комиссия, состоявшая из офицеров армии и флота, пришла к выводу, что защитить побережье от высадок без помощи флота невозможно. Самым выгодным решением посчитали создание незамерзающего передового порта, вмещающего до 12 броненосцев, 20 крейсеров и 40 миноносцев, то есть практически все предусматривавшиеся программой 1881 г. силы Балтийского флота. Для защиты кораблей от нападения с суши и с моря намечалось строительство крепости. Выполнить задуманное с наименьшими затратами, по мнению Комиссии, можно было в Либаве.

Либава привлекала внимание и тем, что от нее расходились несколько железных дорог, ведущих в тыл приграничных крепостей, их следовало прикрыть от нападения. Укрепить город помогали два озера, вытянувшиеся параллельно берегу моря: немногочисленные форты можно было расположить на перешейках. Место для военного порта выбрали у истока канала, соединяющего Либавское озеро с морем . Н.М. Чихачев, 20 февраля 1884 г. назначенный начальником Главного морского штаба и возглавлявший представителей министерства в Комиссии, поддержал это решение. Однако нашлись сторонники строительства порта в Моонзнуде, поэтому запланировали и осмотр Моонзунда.

Комиссия завершила свою работу 14 марта 1885 г., а 7 апреля в Петербург пришло известие о столкновении генерала Комарова с афганцами в районе Кушки. Так окончилась борьба за оазис Пенджде, длившаяся несколько месяцев. Афганские отряды, вместе с английскими военными советниками, были разбиты и бежали. Англия немедленно отреагировала военными приготовлениями. 8 апреля Шестаков дал указание разослать соответствующие депеши командирам крейсеров, находившихся в иностранных портах. В тот же день кораблям, зимовавшим в Кронштадте, было приказано начать кампанию . Корабли, зимовавшие в Ревеле, готовились к переходу в Свеаборг. Обстановка все ухудшалась, со дня на день ждали объявления войны, но в кронштадтских гаванях еще стоял лед, и чтобы наладить сообщение с берегом, матросам приходилось разбивать его.

Сознавая слабость Балтийского флота, моряки мобилизовали все доступные средства обороны. Впервые было решено широко применить против прорывающихся в Финский залив кораблей противника торпедное оружие. С этой целью в Моон-зунд собирались послать несколько миноносок, вверив этот отряд капитану 2 ранга Ф.В. Дубасову. Для рекогносцировки архипелага назначили комиссию генерал-лейтенанта Глиноецкого, в состав которой включили начальника Главного гидрографического управления вице-адмирала Баженова .

Однако воевать балтийцам не пришлось: дипломаты сумели заручиться поддержкой Германии, оказавшей давление на Турцию с тем, чтобы та держала проливы закрытыми. Англичане, собиравшиеся действовать в Черном море, дали отбой. Напряжение первых дней постепенно разрядилось, но мысль об использовании Моонзунда в военных целях окрепла. Понравилась она и адмиралу Шеста-кову, осмотревшему острова в этом году, по пути за границу.

Происходящие события взволновали отставного вице-адмирала И.Ф. Лихачева. Талантливый офицер, составивший в июле 1882 г., в числе замечаний на проект нового Положения об управлении морским ведомством, план организации морского генерального штаба , отозвался запиской "Как нам воевать с Англией". В ней он назвал Англию наиболее опасным противником, единственным способом борьбы с которым является надежная оборона, дополняемая крейсерской войной.

Лихачев предлагал разделить побережье на несколько округов береговой обороны, устроив в каждом укрепленный пункт, где мог бы базироваться отряд судов, включая миноносцы. "При этом необходимым условием является значительное развитие, которое должны получить западные и более отдаленные округи и окружные центры обороны, в особенности Либава... самый важный для нас стратегический порт Балтийского моря" , — отмечал он. 20 июля Чихачев, временно замещавший Шес-такова, составил "Возражение на записку адмирала Лихачева", в котором утверждал, что "наша оборона Балтики должна быть организована не в виду случайного столкновения с Англией, а в виду неизбежной борьбы с Германией, которая будет борьбою за мировое значение русской державы и за самое ее существование в настоящих границах. Между тем, для успеха в этой борьбе нам безусловно необходимо господство в Балтийском море" . А для этого "всего важнее создать в Балтике — и именно в Ли-баве — сильно укрепленный незамерзающий порт, способный служить убежищем нашей броненосной эскадре" .

Осенью в Петербург вернулся Шестаков и вступил в управление министерством. Видимо, Чиха-чеву удалось убедить его обосноваться в Либаве. 31 октября в дневнике Шестакова появляется запись: "Решили совместно с военным министром сделать доклад о Либаве, как о необходимом военном порте. Принимая в соображение бесцельность увеличения флота при замерзаемости Кронштадта, невозможность раскидываться всюду, я согласился на Либаву потому, что министерство путей сообщения хочет устраивать там купеческий порт: Северную часть этого порта я предполагаю отвоевать для военных судов... Но едва ли следует ограничиться только Либавою. Если мы укрепимся в Моонзунде, тогда можно отбросить шхеры, Транзунд и Биорке, ибо едва ли решатся идти в Кронштадт, если в тылу либавский и моонзундский флоты" .

К этому времени уже готов был проект военного порта, составленный подполковником И.Г. Макдо-нальдом, с августа работавшим в Либаве. Именно об этом проекте идет речь в записке, направленной министру финансов в январе 1886 г. Записка обосновывала необходимость разместить военный порт именно в Либаве, а не в Виндаве, и отвечала на соответствующий вопрос, поставленный Комитетом Министров на заседании 9 апреля 1885 г. в связи с представлением министра путей сообщения о строительстве Туккумо-Виндавской железной дороги. В ней говорилось: "Либава находится близ пограничной черты нашей с Пруссией, море перед ней никогда не замерзает, выход судов в море из нее легко может быть обеспечен — для всякого времени года, — Либава соединена с внутренностью страны железнодорожными линиями, идущими от нее по всем направлениям, коммерческое значение Либавы растет ежегодно и настоятельно требует улучшения своего порта; наконец, самый важный аргумент в пользу Либавы, это то, что военное министерство, по стратегическим соображениям, в случае совместного действия против нас неприятельских сухопутных сил и флота, отдает безусловное преимущество Либаве перед Виндавой" . Комитет Министров постановил передать дело на рассмотрение совещания из представителей заинтересованных министерств. Но собрать его в те дни оказалось невозможным, пришлось отложить этот вопрос. Вновь к нему вернулись в 1886 г. Однако в начале февраля Шестаков стал готовиться к поездке на Дальний Восток\ и временно управляющим 17-го числа был назначен Чихачев. Он и представлял морское министерство на заседаниях наконец-то созванного Совещания по вопросу о возможности устройства стоянки для военного флота в Либавской или Виндавской гавани, первое из которых состоялось 22 апреля 1886 г.

На этом заседании министр путей сообщения К.Н. Посьет и министр финансов Н.Х. Бунге отстаивали строительство Виндаво-Туккумской железной дороги и расширение виндавского порта. При этом Посьет готов был согласиться с тем, чтобы в Либаве обосновались военные моряки, лишь бы коммерческий порт был переведен в Виндаву. Против такого решения выступали военный министр П.С. Ванновский, Н.Н. Обручев и Н.М. Чихачев. Они говорили о том, что после предложенных Посьетом работ неизбежно придется строить в Виндаве крепость, которая обойдется дороже, чем в Либаве. Строительство Либавской крепости предопределено существованием железных дорог, ведущих к ней. Расходов же по сооружению укреплений в Виндаве можно избежать, если отказаться от намерений МПС. Ориентировочная стоимость всех необходимых построек в Либаве составляла 18 миллионов рублей, соответствующих же данных по Виндаве не было, поэтому Совещание поручило министрам подготовить их к следующему заседанию. Второе заседание состоялось 7 октября и на нем выяснилось, что ни одно министерство так и не приступило к изучению Виндавы, зато проектов укрепления Либавы было составлено несколько. Самый дешевый из них предполагал ассигнование 29.135.000 рублей на военный порт и крепость. Однако Совещание к определенному решению так и не пришло.

Вернувшийся из поездки на Дальний Восток Шестаков обнаружил, что его заместитель повел дело о незамерзающем порте не в том направлении, в котором рассчитывал вести его сам управляющий. По замыслу Шестакова, Либаве предназначалась роль своего рода пункта базирования для нескольких крейсеров и кораблей береговой обороны. Основу же крейсерских сил, как это видно из записки 1881 г., должны были составить корабли, размещенные во Владивостоке. Поэтому Шестаков заботился о расширении владивостокского порта и даже составил программу первоочередных работ. Планы Чихачева, предусматривавшие перенос в Либаву главного порта, были ему не по душе. В этом управляющий морским министерством сходился с Посье-том и Бунге. От последнего зависело выделение необходимых средств.

Между тем, в печати все шире разворачивалась травля министра финансов со стороны влиятельного редактора "Московских ведомостей" М.Н. Каткова, имевшего критические взгляды на экономическую политику правительства. Свою лепту в эту кампанию внес и бывший директор Технологического института, председатель Общества юго-западных железных дорог И.А. Вы-шнеградский, вошедший в окружение Каткова. Его статьи привлекли внимание царя, замолвил о нем слово и князь В.П. Мещерский. В декабре 1886 г. Вышнеградского вызвали в Гатчину, где Александр III предложил ему подготовить программу экономического развития государства. Составленная Вышнеградским записка царю понравилась и он назначил Ивана Алексеевича управляющим министерством финансов.

Поставив своей целью добиться устранения бюджетного дефицита, Вышнеградский принял ряд мер, среди которых были и меры по ограничению расходов министерств. Один из первых шагов по этому пути он сделал 28 января 1887 г., когда категорически отверг все предложения, касавшиеся строительства Виндаво-Туккумской железной дороги и виндавско-го порта. Вышнеградский писал, что на работы по реконструкции либавского порта уже выделено 5 миллионов рублей и нет оснований производить новых расходов, тем более, что военное и морское ведомства считают возможным сосуществование в Либаве коммерческого и военного портов . Сопротивление министра финансов, однако, не остановило Посье-та, он продолжал настаивать на своем и вновь обратился в Комитет Министров.

Летом 1887 г., испольняя постановление Комиссии Обручева, штаб Петербургского военного округа направил в Моонзунд группу офицеров во главе с генерал-майором Г.И. Бобриковым. Столичный округ, которым тогда командовал великий князь Владимир Александрович, заботился об обороне подступов к Петербургу с моря. Поэтому Моонзунд, контролировавший вход в Финский залив, имел для него особое значение.

Отчет Бобрикова рассмотрело совещание под председательством военного министра, состоявшееся 7 ноября 1887 г. На совещании много говорилось о том, что Моонзунд надолго замерзает, что он прикрывает только Финский залив, но не южное побережье. Поэтому верх одержала точка зрения Обручева, и совещание, признав Моонзунд выгодной позицией, для размещения военного порта выбрало все же Либаву.

Через четыре дня некоторые из участников предыдущего совещания вновь собрались, чтобы рассмотреть представление МПС в Комитет Министров, касавшееся Виндаво-Туккумской дороги и военного порта. И вновь Либава была признана лучшим местом для него. Однако в этом деле последнее слово принадлежало Комитету.

Заседания Комитета Министров, посвященные решению вопроса о незамерзающем военном порте, состоялись 1 и 11 декабря 1887 г. Выступая на них с разъяснениями, Шестаков говорил, что: "Вполне... сознавая необходимость соблюдения, при настоящем финансовом положении государства, крайней бережливости в расходовании средств... он... признает возможным отказаться от мысли о сооружении самостоятельного порта и считал бы нужды вверенного ему ведомства... удовлетворенными, если бы ему была представлена возможность иметь... убежище для нескольких военных судов. С наименьшими затратами для казны упомянутая потребность флота нашего могла бы быть удовлетворена, если бы только несколько изменить и дополнить работы, производимые в настоящее время в либавском порте для надобностей коммерческих" 7.

Вслед за Шестаковым дал объяснения Комитету и Обручев, как обычно настаивавший на строительстве крепости и порта в Либаве. Выслушав всех, Комитет поручил Шестакову, Ванновскому и Посьету принять меры для разработки сметы и проекта военного порта к весне 1888 г. 19 декабря решение это было утверждено Александром III.

Однако, к этому времени Шестаков внезапно изменил точку зрения на очередность работ по строительству военных портов. Выступая на открывшемся 17 февраля 1888 г. Совещании о выборе незамерзающего порта для станции военного флота на Балтийском море, он заявил о необходимости сперва укрепить позицию в Моонзунде, а затем только думать о создании станции в Либаве. Ему возражали представители военного ведомства, повторившие прежние аргументы в пользу Либавы.

Оспаривать позицию Шестакова на этот раз было трудно, так как на его стороне выступали и Посьет, и Вышнеградский, которого убедили в незначительности расходов на укрепление Моонзун-да, и председательствовавший на Совещании генерал-адмирал. Подводя итоги заседания, Алексей Александрович предложил генералу Бобрикову представить данные для подготовки проекта защиты островов, а Шестакову — проекта военного порта.

Спустя два месяца начались заседания Комиссии по организации береговой обороны государства, под председательством великого князя Николая Николаевича Старшего. Береговая оборона с 1856 г. находилась целиком в руках военного ведомства, которое распоряжалось всеми приморскими крепостями. Собравшись 14 апреля, Комиссия поставила перед собой задачу выработать план обороны балтийского побережья. Прежде всего были зачитаны записки Шестакова и Обручева. Касаясь размещения флота, Шестаков писал, что считает более выгодным порт, отчасти замерзающий, но представляющий сильную позицию для обороны, каков Мо-онзунд. При этом, по его словам, "не должно отказываться навсегда от более внешнего порта. В план действий наших может входить намерение атаковать готовимый Германией десант в ее водах. Для этого нам нужно находиться вблизи к ним, и как продолжительное крейсерство с паровыми судами невозможно, то удобно иметь близкий к Пруссии пункт, в котором готовые силы наши могли бы стоять до первого извещения. Соображение это приводит к устройству на Курляндском берегу стоянки в защите от ветров. Нет сомнения, что для этой цели нужно избрать Либаву, где многое уже сделано и остается устроить только волнолом".

Записка Обручева, как и раньше, называла Либаву самым угрожаемым пунктом, который обязательно нужно укрепить и где необходимо создать военный порт. Обручев вновь обращал внимание на опасность высадки в Либаву двух дивизий. Посовещавшись, участники заседания решили создать Субкомиссию, под председательством Чиха-чева, и поручить ей рассмотреть вопрос о возможном немецком десанте.

7 мая возобновило свою работу Совещание. Генерал-майор Боголюбов прочитал записку, посвященную плану укрепления Моонзунда. По расчетам Главного штаба, для обеспечения должной безопасности на островах требовалось разместить 266 орудий, 9 батальонов пехоты, 2 батальона крепостной артиллерии и 2 роты саперов. Единовременные расходы предполагались в размере 19 миллионов рублей, а на содержание гарнизона по 540.190 рублей ежегодно.

Цифры были слишком велики, поэтому Шестаков заявил, что морское министерство имело в виду оборону архипелага при содействии флота, позволяющем обойтись меньшим числом орудий. Шестакова поддержал Алексей Александрович. Напрасно Обручев и Боголюбов говорили о мелко-водности и замерзании Моонзунда, сложности его обороны и угрозе удара во фланг с Курляндского побережья. Однако, когда генерал-адмирал обратился к министру финансов, то услышал отказ. Вышнеградский сказал, что "расход на устройство морской станции в Моонзунде должен быть отнесен к расходам чрезвычайным, покрытие которых при современном состоянии финансов империи представляется делом трудным, если не совсем невозможным" . Решение вопроса, как и полагалось в таких случаях, предоставили императору. Александр III, прочитав журнал заседания, отметил, что о Либаве ничего не было сказано. Это показалось странным ему, не так давно подчеркнувшему в журнале предыдущего заседания слова Шестако-ва о том, что флот служит также орудием политики и что в этом отношении России необходим незамерзающий порт или станция, которую можно устроить в Либаве. Однако царь счел весьма желательным поручить министру финансов изыскать средства для начала работ с 1889 г., распределив их таким образом, чтобы ежегодно отпускалось от 1,5 до 2 миллионов рублей.

Казалось, теперь осуществление планов Шеста-кова уже не за горами. 22 мая в Ригу, Пернов и Гапсаль, для подготовки к изысканиям в Моонзунде, отправился полковник Макдональд. Правда, в эти же дни военный министр, сумев добиться увеличения бюджета своего ведомства, предложил вместо Моонзунда выбрать Балтийский порт. Понимая, что теперь Вышнеградский вряд ли найдет деньги на строительство порта в архипелаге, Шес-таков готов был согласиться с предложением Банковского, но, посетив Балтийский порт, отказался наотрез.

Среди этих событий незамеченными прошли заседания Субкомиссии по береговой обороне, состоявшиеся 12 и 13 мая. Субкомиссия же, обсудив возможные действия германской армии, сочла весьма вероятной высадку 30-тысячного десанта, и именно в Либаве. Возможность наступления со стороны границы ставилась под сомнение: по движущимся приморской дорогой войскам можно было ударить с фланга. К тому же, генерал-майор Боголюбов считал, что имеющихся четырех мостов через Вислу едва хватит для обеспечения главного удара. Отвергнута была и возможность блокады Либавы с моря, конечно, после размещения в ней боевых кораблей. Блокада считалась действительной при двойном превосходстве нападающего флота, тогда как немецкий флот таким превосходством не обладал. Субкомиссия высказалась в пользу строительства в Либаве крепости и незамерзающего военного порта.

Однако выводы Субкомиссии не повлияли на ход работ в Моонзунде. В начале июня Шестаков посетил архипелаг. Осмотром он остался доволен, и даже строил планы создания на островах Алексеевской губернии. Но 8 июня адмирал почувствовал себя плохо и отложил дальнейшую поездку. Вскоре Шестаков отправился на лечение за границу, а к осени вернулся в Россию южным путем и остановился в Севастополе, где 21 ноября скончался. Незадолго до его смерти, 17 октября 1888 г., произошло крушение царского поезда у станции Борки, под Харьковом, что заставило подать в отставку министра путей сообщения, адмирала Посьета. Так, в течение двух месяцев, два активных противника сооружения военного порта в Либаве сошли со сцены. 28 ноября 1888 г., высочайшим приказом вице-адмирал Н.М. Чихачев был назначен управляющим морским министерством, а начальником Главного морского штаба стал О.К. Кремер.

Тогда же, по желанию Алексея Александровича, государственному секретарю А.А. Половцеву и Чихачеву поручили разобрать бумаги покойного Шестакова. В его письменном столе Половцев нашел дневник, прочитал и передал великому князю. Среди записей было немало нелестных высказываний в адрес генерал-адмирала и многих сановников^ поэтому дневник решили поместить под замок . Эта история произвела дурное впечатление на Алексея Александровича, и впредь он не старался придерживаться планов Шестакова.

7 марта 1889 г. состоялось очередное заседание Комиссии по береговой обороне. На этом заседании обсуждались журналы Субкомиссии Чихачева, с выводами которой собравшиеся согласились. Затем перешли к обсуждению достоинств и недостатков Либавы. Вице-адмирал Пилкин назвал Либаву опасным местом для стоянки флота. Тогда генерал-майор Боголюбов предложил взамен Балтийский порт, но от него отказались моряки, сославшись на чрезмерную сложность работ, предстоявших в этом случае.

Подводя итоги, Николай Николаевич сказал, что "все склонны иметь в южной части нашего Балтийского побережья убежище хотя бы для нескольких судов, но никто не сделал указаний для выбора места... лучшего, чем Либава, а потому полагает, что нам нужно остановиться на этом пункте, тем более, что по военному стратегическому значению Либавы, там необходимы укрепления даже помимо морских соображений" .

Однако предстояла еще разработка проектов будущего порта и крепости. На заседании 28 марта эта задача была возложена на новую Субкомиссию, членами которой назначили всех, участвовавших в работе предыдущей. 16 апреля Николай Николаевич подал царю рапорт с обоснованием необходимости работ в Либаве. Александр III, год назад подписавший постановление, касавшееся Моонзунда, отозвался сдержанным "Читал".

Через два дня управляющий делами Комиссии генерал-майор Заботкин письмом уведомил Кре-мера о том, что он назначен председателем Субкомиссии, в состав которой вошли: вице-адмиралы П.П. Пилкин, Н.И. Казнаков, генерал-лейтенанты Ф.В. Пестич и М.М. Боресков, контр-адмиралы П.П. Тыртов, В.П. Верховский и И.М. Диков, генерал-майоры А.Н. Куропаткин, Д.С. Заботкин и А.А. Боголюбов, а также капитан 2 ранга Петров.

На первом же заседании, 1 июня 1889 г., Субкомиссия выяснила, что имеющихся в ее распоряжении сведений о Либаве недостаточно для решения поставленной задачи. Собрать недостающие сведения поручили комиссии во главе с А.Н. Куро-паткиным. От морского ведомства в нее вошли Верховский и Петров. Параллельно этой комиссии в Либаву были командированы полковник Макдональд и штабс-капитан Котляревский, которые занялись промером глубин на месте будущего аванпорта и исследованием проб грунта.

Осмотрев город и его окрестности, комиссия Ку-ропаткина убедилась в уязвимости их для немецкого десанта. Захватив Либаву, немцы могли рассчитывать на большие запасы продовольствия в торговых складах, позволявшие кормить 10.000 человек в течение 145 дней. Несколько заводов и хорошо оборудованный порт превращали Либаву в удобную базу для немецкого флота, который получал возможность опираться на нее, действуя против Моонзунда. Не забыла комиссия отметить роль железных дорог, сходившихся к Либаве.

Оценив угрожающую городу опасность, она сочла нужным укрепить его, не дожидаясь начала строительства военного порта.

Оборонительная линия предполагалась более короткой, приближенной к городу. Ее составляли три отдельные позиции: северная, восточная и южная. Всего планировалось строительство четырех фортов и десяти батарей сухопутного фронта, вооруженных 153 орудиями разных калибров32. Батареи береговой обороны должны были получить 36 — 11-дюймовых пушек, 16 — 8-дюймовых и 20 — 6-дюймовых, а также 28 — 9-дюймовых мортир. Для отражения десанта приморский фронт вооружался 32 полевыми орудиями. Гарнизон крепости определили в один пехотный полк пятибатальонного состава, который намечалось максимально укрыть от огня противника. Оборона должна была быть пассивной, основанной на сильном артиллерийском огне.

Комиссия также рассмотрела четыре проекта расположения порта, но ограничилась лишь сравнительной оценкой опасности его обстрела с разных направлений.

28 ноября в Петербурге вновь собралась Субкомиссия Кремера. С докладом выступил Куропат-кин. По его мнению, позиция у Либавы, благодаря двум озерам, вытянувшимся вдоль берега моря, была выгодна для обороны, но не позволяла уберечь флот от обстрела. Чтобы достичь этой цели, требовалось удлинить оборонительную линию, увеличить количество фортов и батарей, а тем самым и гарнизон до 40 батальонов пехоты. Куропат-кин категорически отвергал такую возможность.

Он говорил, что в Либаве нет смысла размещать крупные корабли, достаточно ограничиться миноносцами и судами береговой обороны, которые могли бы поместиться в коммерческой гавани.

Доклад вызвал оживленную полемику. Мнения участников заседания разделились. Куропаткин, Пестич и Пилкин сочли строительство военного порта в Либаве нецелесообразным. Тыртов и Верховский придерживались другой точки зрения. Порт нужен, но он должен быть удален на 9 верст от берега, а крепость расширена. Боре-сков, Заботкин и Петров отстаивали строительство в Либаве базы для всей активной эскадры Балтийского флота, при сохранении ближней линии обороны. К ним присоединился и Кремер.

За основу проекта приняли несколько измененный проект генерал-майора Заботкина. Субкомиссия наметила аванпорт, бассейн, соединенный с морем широким каналом, а также канал в глубь материка, в котором корабли могли бы укрыться от огня с моря. "Окончательное

избрание места расположения внутреннего порта, в определенных Субкомиссией пределах, а равно и составление планов и сметы как внутреннего, так и наружного портов предоставить всецело морскому министерству", — решили собравшиеся.

В начале декабря состоялось Особое совещание, под председательством А.А. Абаза, рассмотревшее чрезвычайные расходы на пятилетие, предстоявшие военному и морскому министерствам, министерствам государственных имуществ и МПС. 14 декабря заключения этого совещания были высо-чайше утверждены. Согласно им, сметы чрезвычайных расходов по устройству Либавского порта должны были ежегодно представляться на рассмотрение Особого совещания к 1 декабря года, предшествующего сметному.

18 декабря, спустя три недели после назначения его управляющим, Чихачев вызвал к себе Макдо-нальда с документами, касающимися Либавы. Рассмотрев план окрестностей города, Чихачев приказал полковнику к 5 января 1890 г. нанести на этот план проект аванпорта и порта, а также составить смету на устройство аванпорта с прилегающей частью канала, длиной 350 сажен. Для разработки проекта аванпорта привлекли инженеров МПС. Их кандидатуры назвал председатель Морского строительного комитета генерал-лейтенант Н.Л. Эйлер, пригласивший на заседание 30 декабря 1889 г. председателя Комиссии по устройству коммерческих портов П.А. Фадеева, вице-председателя Гор-севанова и членов совета МПС Салова и Барминского. Чихачев прибавил инженера В.Е. Тимонова, написавшего брошюру о Либавском порте.

Решить все вопросы на первом заседании не удалось, поэтому на 2 января 1890 г. назначили еще одно. Тщательно обсудив проект, инженеры внесли необходимые поправки, рассчитали количество требующихся для его реализации рабочих дней, разработали график строительства и составили смету в размере 9.394.048 рублей. Журнал совещания лег на стол управляющего министерством и был им утвержден 11 января.

Оставалось сделать последний шаг. Алексей Александрович подписал составленный в Главном морском штабе доклад на высочайшее имя, в котором говорилось, что морское министерство знает о недостатках Либавы, но не считает их препятствием для создания военного порта. Особо подчеркивалась возможность в любое время года выйти в море. "Это первенствующее условие как для фактического заявления о владычестве нашем в Балтике, так и для действий против неприятельских портов и высылки отрядов в крейсерство или на соединение с возможным союзником; словом — для предприятий наступательных, которые необходимы великой морской державе, обязанной поддерживать свое влияние на различных театрах войны" , — гласил документ, метивший и в Германию, и в Англию.

Против торгового судоходства этих стран должны были действовать упоминаемые в докладе крейсера. Впрочем, именно сторонники крейсерской войны сильнее других критиковали решение о строительстве Либавского порта. Редактор-издатель журнала "Русское судоходство" М.Ф. Мец печатал статьи М.И. Казн и А.Е. Конкевича (Беломора) ратовавших за освоение Мурмана. Вторым опорным пунктом для крейсерских операций должен был стать Владивосток. Недостатки того и другого, заключавшиеся в отсутствии транспортной коммуникации с центром страны и в огромных расходах на строительство железной дороги и военного порта с крепостью, не играли в их глазах особой роли.

Обручева и Чихачева беспокоила перспектива войны с Германией, отношения с которой в последние годы оставляли желать много лучшего. Напряженность заметно возросла в 1887 г., когда Бисмарк санкционировал повышение пошлин на хлеб и отказал русскому правительству в займах. Однако он не стремился к войне с Россией, не представлял себе такой войны и старый император Вильгельм I. Положение изменилось в 1888 г., когда престол занял Вильгельм II, разделявший взгляды начальника Генерального штаба Вальдерзее, ярого сторонника нанесения России превентивного удара.

Но для Балтийского флота на первых порах серьезных изменений не ожидалось. Бисмарк, больше внимания уделявший европейским делам, чем колониальным захватам, флот не жаловал. При нем немцы строили крейсера и корабли береговой обороны. Мощные броненосцы типа Верт пока еще оставались в чертежах, поэтому Германия

была не в состоянии воспрепятствовать соединению русских кораблей с французскими в Балтийском море. Вместе с тем, перемены назревали очень быстро. Вильгельм II, с детства увлеченный морем, видел Германию обладательницей первоклассного флота. В 1889 г. морское ведомство представило рейхстагу судостроительную программу, с 1887 г. шло строительство Кильского канала. Соотношение сил на Балтике, особенно зимой, могло измениться не в пользу России. Видимо, поэтому доводы сторонников Либавы нашли отклик в душе Александра III. 15 января 1890 г., в день рождения Вильгельма, он поставил на полях доклада генерал-адмирала короткую резолюцию: "Согласен".

19 января, по докладу Эйлера, Чихачев назначил Макдональда Строителем Либавского порта. 30 января Макдональд представил в МСК чертежи и смету работ по строительству аванпорта, подлежащие утверждению Государственного Совета. К 8 марта был составлен список лиц, занимавшихся гидротехническим строительством. Первыми в нем стояли фамилии известных компаньонов, отставных инженеров путей сообщения П.А. Борей-ши и С.П. Максимовича, производивших работы в Очаковском канале, Николаевском, Мариупольском и Санкт-Петербургском портах.

На основе Положения о казенных подрядах и поставках были разработаны условия контракта, с которыми ознакомились все, пожелавшие принять участие в торгах на подряд. По предложению Отдела сооружений Главного управления кораблестроения и снабжений, они прислали запечатанные конверты с заявлением о ценах и квитанцией залога, в размере 327.500 рублей.

Конверты в 2 часа дня 14 апреля вскрыла комиссия из начальника ГУКиС, вице-адмирала В.И.Попова, чиновника для особых поручений при управляющем министерством, полковника В.А. Обручева и делопроизводителя. Самые низкие цены заявили Борейша и Максимович. Они брались выполнить все работы за 10.064.479 р. 55 коп. при наличии фактического контроля и за 9.814.479 р. 55 коп. без него . Второе место занял инженер Шевцов, запросивший, соответственно, 10.150.000 рублей и 9.850.000 рублей. Мейнгард, Бунге и Вер-нер назвали еще более высокие цифры. В результате подряд достался Борейше и Максимовичу.

Примечания

  1. Фрейберг Г. Первые вымпелы (Гавань янтарного моря. Ли-епая, 1963. С. 27.
  2. Отчет по Либавскому торговому порту за 1908 г. Либава, 1909. С. 3-5.
  3. РГА ВМФ. Ф. 410, оп. 2, д. 1444, л. 2 Балтийский порт, ныне Палдиски.
  4. РГА ВМФ. Ф. 410, оп. 2, д. 2951, л. 4 об.
  5. РГА ВМФ. Ф.417, оп. 1, д. 90, л. 128
  6. Огородников С.Ф. Исторический обзор развития и деятельности морского министерства за сто лет его существования. 1802-1902 гг. СПб., 1902. С.205.
  7. РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1, д. 1319, л. 64. 8 РГА ВМФ. Ф. 12, оп. 1, д. 193, л. 256.
  8. РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1, д. 689, л. 18.
  9. РГА ВМФ. Ф 417, оп. 1, д. 1319, л. 66.
  10. РГА ВМФ. Ф. 26, оп. 1, д. 9, л. 53.
  11. РГА ВМФ. Ф. 26, оп. 1, д. 8, л. 35.
  12. РГА ВМФ. Ф.410, оп. 2, д. 4П9.
  13. РГА ВМФ. Ф. 410, оп. 2, д. 4165.
  14. РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1, д. 1174, л. 19.
  15. РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1, д. 71, л. 47.
  16. РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1, д. 85, л. 4.
  17. РГА ВМФ. Ф. 16, оп. 1, д. 134, л. 16.
  18. РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1, д.71, л. 281.
  19. Там же, л. 289.
  20. Там же, л. 297.
  21. РГА ВМФ. Ф. 26, оп. 1, д. 13, л. 124.
  22. РГА ВМФ. ф. 417, оп. 1, д. 92, лл. 51-51 об.
  23. РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1 д. 92, л. 88 об.
  24. РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1 д. 307, л. 30.
  25. РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1 д. 307, л. 51.
  26. Там же лл. 82 об.-83 об.
  27. РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1 д. 440, л. 108.
  28. РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1 д. 307, л. 134.
  29. Дневник государственного секретаря А.А. Половцева. Т. 2. М., 1966. С. 142. Дневник Шестакова хранится в Публичной библиотеке.
  30. РГА ВМФ. Ф. 417. оп. 1, д. 1174, л. 58.
  31. РГА ВМФ. Ф. 417. оп. 1, д. 595, лл. 178-182.
  32. РГА ВМФ. Ф. 417. оп. 1, д. 583, л. 35.
  33. Там же л. 43.
  34. РГА ВМФ. Ф. 427, оп. 3, д. 58, л. 87
  35. http://fortress.vif2.ru/.                                                                                                                                                                                                                                                                                                Далее>>

                                                                                                                             

 

Домой | Военный Порт | Император | Либава | Воздушный мост | Карта Либавы | Оф.Со.Флота | Фотографии | Избранное

Дата последнего изменения этого узла 30.03.2007

Hosted by uCoz