Действующих мостов такого типа в мире больше не осталось.
До 1906 года тут действовала временная паромная переправа.
Проект делало архитектурно-планировочное бюро Санкт-Петербурга совместно с
бельгийским сталелитейным заводом. Это был смежный заказ военного ведомства.
Разводной механизм изготовили в Бельгии, а пролеты железной конструкции и прочее
— в Бердянске. Вообще-то новостройку полагали сдать в эксплуатацию годом ранее,
в 1905-м, но сперва задержались из-за снаряжения и отправки Тихоокеанской
морской эскадры на Русско-японскую войну, потом была революция 1905-го и
матросские бунты... Потому мост был сдан лишь в 1906 году 9 августа по старому
стилю.
Мост уникален, во-первых, своей длиной — 127 м от берега до берега. Подобный,
и даже длиннее, был когда-то в Киеве, но его взорвали немцы при отступлении в
1918 году.
Во-вторых, в конструкции использованы уникальные клепки. Внизу, где огромные
металлические балки, применили современнейший по тем временам метод, который
американцы опробовали на каркасах первых небоскребов. Суть в том, что с одной
стороны клепки закладывался динамит, потом ее вставляли в отверстие и нагревали.
Взрыв — и все ровно и точно отклепано.
В-третьих, у моста очень интересный разводной механизм, со сложной и
технически вполне уникальной осью. Обе половинки не поднимаются вверх, как мы
привыкли видеть в фильмах про Петербург, а поворачиваются в горизонтальной
плоскости. У поворотного механизма трехступенчатое дублирование — его можно
развести за несколько минут "электрическим" способом, а в случае поломки —
лебедками вручную или буксирами. В общем, неудивительно, что солидный немецкий
технический журнал семь страниц своего номера за 6 июня 1908 года посвятил
подробному описанию поворотного механизма и других элементов лиепайского моста.
Сдача: в эксплуатацию проходила при большом скоплении народа. Прибыли военный министр Куропаткин, офицеры из Риги и Виленского военного округа. Запас прочности моста — 240 тонн. Проверка была серьезнейшая. Сперва положили рельсы и затащили два трамвайных вагона, загрузили их булыжниками, замерили вес и осадку. А после равномерным маршевым шагом пустили две роты матросов, чтобы попробовать расшатать переправу, ведь известно, что на мосту "в ногу" шагать нельзя, из-за резонанса он может разрушиться. Но конструкция все выдержала! Так что подписали приемо-сдаточные акты, и тогдашний городской голова г-н Цинкус тоже свою подпись поставил. Зажгли газовые фонари. К слову, вроде бы и технический объект, а фонари были выполнены в югенд-стиле. Из шести только один оставался.
Вскоре переправа прошла
еще две "проверки на прочность". Правда, форс-мажорные. В Первую мировую был
взорван ближний к городу пролет моста. Его снова заклепали. А в ноябре 1927-го
его таранил норвежский танкер с грузом керосина. Слегка подвыпивший капитан
танкера заглушил двигатель немного раньше, чем судно зашло под мост. Порыв ветра
кинул танкер на центральную ось. Результат — два года пришлось перебираться с
одного берега на другой по временной переправе, пока в мастерских Военного порта
ремонтировали, вернее, фактически делали заново поворотный механизм.
А жандармским будкам, стоявшим когда-то на обоих берегах, в царское время
периодически основательно доставалось от пьяных матросов. Часто "морские волки"
возвращались из увольнительных в непотребном виде, теряли увольнительные
записки, да мало ли!.. И жандармы их не пускали в Военный городок. Злость и
хмельная силушка требовали выхода, и матросы грозились сбросить жандармов вместе
с их будками в канал. Жандармам, правда, искупаться в канале так и не пришлось,
а вот сами сторожки сбрасывали не раз. Сохранились документы, в которых
комендант крепости ходатайствовал "об отпуске лесов" для восстановления
злосчастных будок.
Выговор:
Случилось это в феврале 1914 г., когда адмирал Александр Колчак
временно командовал Либавским портом. Он в своей биографии об этом периоде жизни
не упоминает, но кажется, именно в то время у них с женой родилась дочка
Шарлотта, здесь же умершая и похороненная.
Предчувствие войны тогда витало в воздухе. Командующий Балтийским флотом
Эссен решил провести большие морские зимние маневры флота и приказал вывести
эскадру в море. Но Колчак и его подчиненные не смогли вовремя выполнить приказ,
потому что канал замерз и мост невозможно было развести. В результате строгие
выговоры, лишение премиальных и прочие кары посыпались на всех, и на Колчака в
том числе.
Третье последнее повреждение:12 июля минувшего 2006 года ходящий под флагом Грузии танкер "Анна" при выходе с грузом из канала Военного городка врезался в северную опору исторического моста О.Калпака и разрушил ее. Выяснилось, что столкновение произошло из-за неисправности рулевого управления судна. А что на самом деле послужило причиной столкновения, пока не известно. Существуют несколько версий случившегося- от сильного ветра, вынудившего танкер прижаться ближе к северному пролёту, до виновности лоцмана, находившегося в алкогольном опьянении.
По материалам газеты "Телеграф"