Действующих мостов такого типа в мире больше не осталось.

До 1906 года тут действовала временная паромная переправа. Проект делало архитектурно-планировочное бюро Санкт-Петербурга совместно с бельгийским сталелитейным заводом. Это был смежный заказ военного ведомства. Разводной механизм изготовили в Бельгии, а пролеты железной конструкции и прочее — в Бердянске. Вообще-то новостройку полагали сдать в эксплуатацию годом ранее, в 1905-м, но сперва задержались из-за снаряжения и отправки Тихоокеанской морской эскадры на Русско-японскую войну, потом была революция 1905-го и матросские бунты... Потому мост был сдан лишь в 1906 году 9 августа по старому стилю.
   Мост уникален, во-первых, своей длиной — 127 м от берега до берега. Подобный, и даже длиннее, был когда-то в Киеве, но его взорвали немцы при отступлении в 1918 году.
   Во-вторых, в конструкции использованы уникальные клепки. Внизу, где огромные металлические балки, применили современнейший по тем временам метод, который американцы опробовали на каркасах первых небоскребов. Суть в том, что с одной стороны клепки закладывался динамит, потом ее вставляли в отверстие и нагревали. Взрыв — и все ровно и точно отклепано.
   В-третьих, у моста очень интересный разводной механизм, со сложной и технически вполне уникальной осью. Обе половинки не поднимаются вверх, как мы привыкли видеть в фильмах про Петербург, а поворачиваются в горизонтальной плоскости. У поворотного механизма трехступенчатое дублирование — его можно развести за несколько минут "электрическим" способом, а в случае поломки — лебедками вручную или буксирами. В общем, неудивительно, что солидный немецкий технический журнал семь страниц своего номера за 6 июня 1908 года посвятил подробному описанию поворотного механизма и других элементов лиепайского моста.

Сдача: в эксплуатацию проходила при большом скоплении народа. Прибыли военный министр Куропаткин, офицеры из Риги и Виленского военного округа. Запас прочности моста — 240 тонн. Проверка была серьезнейшая. Сперва положили рельсы и затащили два трамвайных вагона, загрузили их булыжниками, замерили вес и осадку. А после равномерным маршевым шагом пустили две роты матросов, чтобы попробовать расшатать переправу, ведь известно, что на мосту "в ногу" шагать нельзя, из-за резонанса он может разрушиться. Но конструкция все выдержала! Так что подписали приемо-сдаточные акты, и тогдашний городской голова г-н Цинкус тоже свою подпись поставил. Зажгли газовые фонари. К слову, вроде бы и технический объект, а фонари были выполнены в югенд-стиле. Из шести только один оставался.

 Вскоре переправа прошла еще две "проверки на прочность". Правда, форс-мажорные. В Первую мировую был взорван ближний к городу пролет моста. Его снова заклепали. А в ноябре 1927-го его таранил норвежский танкер с грузом керосина. Слегка подвыпивший капитан танкера заглушил двигатель немного раньше, чем судно зашло под мост. Порыв ветра кинул танкер на центральную ось. Результат — два года пришлось перебираться с одного берега на другой по временной переправе, пока в мастерских Военного порта ремонтировали, вернее, фактически делали заново поворотный механизм.
   А жандармским будкам, стоявшим когда-то на обоих берегах, в царское время периодически основательно доставалось от пьяных матросов. Часто "морские волки" возвращались из увольнительных в непотребном виде, теряли увольнительные записки, да мало ли!.. И жандармы их не пускали в Военный городок. Злость и хмельная силушка требовали выхода, и матросы грозились сбросить жандармов вместе с их будками в канал. Жандармам, правда, искупаться в канале так и не пришлось, а вот сами сторожки сбрасывали не раз. Сохранились документы, в которых комендант крепости ходатайствовал "об отпуске лесов" для восстановления злосчастных будок.

 

Выговор: Случилось это в феврале 1914 г., когда адмирал Александр Колчак временно командовал Либавским портом. Он в своей биографии об этом периоде жизни не упоминает, но кажется, именно в то время у них с женой родилась дочка Шарлотта, здесь же умершая и похороненная.
   Предчувствие войны тогда витало в воздухе. Командующий Балтийским флотом Эссен решил провести большие морские зимние маневры флота и приказал вывести эскадру в море. Но Колчак и его подчиненные не смогли вовремя выполнить приказ, потому что канал замерз и мост невозможно было развести. В результате строгие выговоры, лишение премиальных и прочие кары посыпались на всех, и на Колчака в том числе.

Третье последнее повреждение:12 июля минувшего 2006 года ходящий под флагом Грузии танкер "Анна" при выходе с грузом из канала Военного городка врезался в северную опору исторического моста О.Калпака и разрушил ее. Выяснилось, что столкновение произошло из-за неисправности рулевого управления судна. А что на самом деле послужило причиной столкновения, пока не известно. Существуют несколько версий случившегося- от сильного ветра, вынудившего танкер прижаться ближе к северному пролёту, до виновности лоцмана, находившегося в алкогольном опьянении.

                                                                             По материалам газеты "Телеграф"

Вид с северной стороны

Останки

Уникальный поворотный механизм

Вид с моста

Поворотный шарнир

Удар был чудовищной силы, заставивший сойти с опоры посадочного седла весь пролёт моста

Спасательный круг

Фото 1918 года

Взорванный южный пролёт моста. И что характерно, повреждение примерно такое же какое перенёс на себе северный пролёт. Но в те далёкие "двадцатые" смогли починить, а в наши дни увы...

Так выглядит сейчас северный пролёт

Разрезанный на две части при демонтаже пролёт, хранится теперь на 30 причале

Всё-то, что теперь осталось

 

Домой | Военный Порт | Император | Либава | Воздушный мост | Карта Либавы | Оф.Со.Флота | Фотографии | Избранное

Hosted by uCoz