Военный Порт 

24.05.07

Домой
Военный Порт
Император
Либава
Воздушный мост
Карта Либавы
Оф.Со.Флота
Фотографии
Избранное

 

                                                                                 Р.В. Кондратенко                                                                   

Морское министерство предполагало создать новую базу флота в Либаве в два этапа: сначала построить аванпорт, а затем, согласовав проект с военным министерством, и сам порт.

19 января 1890 г. строителем порта был назначен полковник И.Г. Макдональд. На сооружение аванпорта отводилось пять лет, с 1890-го по 1894 г. Чтобы не упустить благоприятного для строительных работ летнего времени Главное управление кораблестроения и снабжений (ГУКиС) заключило 14 мая 1890 г. контракт с П.А. Борей-шей и С.П. Максимовичем на его постройку. Подрядчики тут же энергично взялись за дело: закупили необходимый для работ лес и камень, приобрели и отправили в Либаву 4 паровых копра, 8 шаланд с откидным дном, в Англии и Германии заказали машины и приспособления. К 30 июня на месте строительства было уложено более 8 километров железнодорожных путей, заложены фундаменты бетонного завода и мастерских, началось строительство временной гавани. Однако задержка зарубежных поставок заставила сдвинуть контрактные сроки. 15 марта 1891 г., следовало предъявить приемной комиссии бетонный

завод, но монтаж его оборудования еще продолжался. Не успели также построить ни одной пристани во временной гавани. Из-за плохой погоды рабочие только приступили к рытью котлована корневой части северного мола. По ходатайству Макдональда, вместо отстранения подрядчиков, им позволили перенести сдачу объектов на более позднее время.

18 мая на крейсере Азия в Либаву прибыл управляющий морским министерством вице-адмирал Н.М. Чихачев. В его присутствии бетонный завод наконец пустили в действие, но механизмы еще не были отлажены и давали сбои, так что пришлось завод остановить. Вторично его запустили 22 мая, и с этого дня началось изготовление бетонных массивов, весом до 20 тонн, предназначенных для сооружения мола и волноломов. Вскоре строители приступили к созданию булыжного основания мола. Камень доставляли из Павловской гавани, расположенной в устье реки Сакке, в 28 милях севернее Либавы. В перевозках участвовало 11 шаланд и 4 буксирных парохода. Одновременно на берегу возвели корневой участок мола, собрали на нем купленный в Англии паровой кран Титан. 16 августа, в присутствии Чихачева, уложили первый массив кладки. На стройке трудились свыше 5.000 рабочих, в основном из Виленской, Ковенской и Витебской губерний. Наряду с укладкой мола началась наброска массивов южного волнолома. До глубины в 2,4 м ее производили со специально оборудованных барж, затем — при помощи плавучих кранов.

Осенью 1891 г. в Россию пришла беда. Неурожай, затронувший 20 губерний, с особой силой ударил по мелким крестьянским хозяйствам. Не имея ни запасов зерна, ни денег на его покупку, крестьяне оказались в тяжелом положении. На помощь им пришли общественные организации и казна. Неожиданные расходы, разбалансировавшие бюджет, заставили министра финансов И.А. Вышнсградского искать пути экономии средств. Были сокращены многие статьи государственного бюджета. Не избежали этой участи и работы в Либавском порту. Лишь благодаря усилиям И.Г. Макдональда сокращения оказались минимальными.

Наступила зима, участились простои из-за штормовой погоды. В начале 1892 г. жестокие бури дважды повреждали голову мола. Затем ударили морозы, температура воздуха упала до -22,5 °С., что редко случалось в этих местах, и временная гавань замерзла. Однако пароходы взломали тонкий лед и возобновили подвозку камня из Саккенгаузена. Работы пошли обычным порядком до марта, когда обильные снегопады прервали их вновь.

Несмотря на возникавшие трудности, подрядчики действовали столь успешно, что встал вопрос о проектировании сооружений военного порта и крепости. По этому поводу во дворце генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича 13 мая состоялось специальное совещание высших чинов Морского и Военного ведомств. Вниманию собравшихся был предложен проект укреплений, его рассмотрели и несколько изменили. В море, у северных ворот аванпорта, было решено соорудить насыпной форт, между озерами наметили еще один, дополненный восемью батареями, защищенными водяным рвом. Укреплялись так же перешейки, отделяющие озера от моря, к югу и северу от города. Замыкали оборонительную линию еще восемь береговых батарей, вооруженных 135 пушками разного калибра и 90 мортирами. Сухопутный фронт получал 330 пушек и 54 мортиры [2 ]. Крепость должна была обойтись в 15,55 млн. рублей. Проект получил высочайшее утверждение 30 августа 1892 г. 19 октября Александр III утвердил и план порта, предварительно откорректированный по замечаниям главных командиров, капитанов над портом и инспекторов Морского технического комитета (МТК).

Ранней весной 1893 г. в Либаве появились инженеры военного ведомства. Энергичный полковник Д.И. Бубнов, возглавлявший их, немедленно распорядился вырубить лес в полосе шириной более 375 м от берега моря. Деревья рубили и на землях, отведенных морскому ведомству, что привело к конфликту между Бубновым и Макдо-нальдом. Стараниями Бубнова на расчищенных площадках разметили контуры укреплений, провели нивелирование и в апреле приступили к земляным работам. А летом в Либаву прибыла Комиссия по вооружению крепостей, ей предстояло осмотреть местность и разработать "Табель нормального вооружения".

В порту же готовились к церемонии официальной закладки, для которой построили специальный павильон, амфитеатр для публики, платформы на головах волнолома и на северном молу; декорировали бетонный завод и тщательно убрали территорию. Художественное оформление принадлежало архитектору Берги. Церемония состоялась 12 августа 1893 г. Накануне в аванпорт вошли и стали на бочках корабли Балтийского флота, во главе с императорской яхтой Полярная Звезда и эскадренным броненосцем Импертор Александр П. Почетный караул с броненосца встретил царя у закладочного павильона в 9-35 утра. Александр III принял строевой рапорт командующего войсками округа, поздоровался с караулом и в сопровождении императрицы, наследника, великих князей и свиты направился в павильон. Там, после молебна, почетные гости положили в специально подготовленные массивы серебряные монеты. Затем поверх монет поместили закладные доски, а поверх них — именные закладные камни. Оба массива уложили в назначенное место северного мола.

Не прошло и двух месяцев после закладки, как большая часть оградительных сооружений была окончена: севернее коммерческого порта в море вытянулись мол и два волнолома, вместе с южным молом отгородившие акваторию, площадью около 5 км . Общая стоимость всех работ составила 9,815 млн. рублей.

27 ноября И.Г. Макдональд сообщил главному инспектору Морской строительной части (МСЧ) об окончании строительства аванпорта и заодно попросил предоставить ему двухмесячный отпуск. Огромное напряжение, когда работы шли днем и ночью, сказалось на здоровье полковника. Он потерял сон и аппетит и по рекомендации врачей был отправлен на лечение за границу.

И.Г. Макдональда временно сменил штабс-капитан Н.Г. Корсакевич. На его плечи легла ответственность за первое сооружение порта — портовый канал. Плавной дугой изгибавшийся к югу, канал должен был достигать ширины: по зеркалу воды около 128 м, а по дну — 64. Копали его в два приема: вначале вручную снимался песчаный грунт до уровня воды, а затем приступала к делу землечерпательная машина, год назад доставленная из Марселя, которая медленно продвигалась в сторону Тосмарского озера.

В эти же дни в Петербурге, в чертежной строительной части МТК, спешно готовили документацию будущего порта. Проекты казарм и флигелей обсуждались на совещаниях строевых офицеров, проекты госпитальных павильонов — на совещаниях врачей. Допоздна засиживались немногочисленные чертежники, воспроизводя на ватмане пожелания специалистов.

Разбивка плана первого портового района — адмиралтейства — была произведена на местности 4 января 1894 г., и сразу началось бурение скважин там, где должны были разместиться доки. Скоро выяснилось, что под тонким слоем песка в этом месте залегает твердая плита. Поэтому Корсакевич, с разрешения управляющего морским министерством, изменил направление канала. Бассейны, доки и мастерские пришлось перенести южнее. Госпиталь, вытесненный укреплениями с морского берега, оказался между жилым городком и казармами. Эти и другие отклонения от первоначального плана порта 30 мая 1894 г. утвердил генерал-адмирал.

Размеры спроектированного бассейна для стоянки судов были достаточны, чтобы вместить 36 кораблей 1 ранга, 36 — 2 ранга и до 60 — третьего, а также до 50 грузовых и угольных барж. Однако и число жилых зданий, и мощности мастерских, и вместимость складов рассчитывали, исходя из предложения, что в порту разместятся лишь 20 броненосцев, с экипажем в 500 человек каждый. Организационно всех нижних чинов собирались свести в 10 флотских экипажей, составлявших две дивизии. Для каждого экипажа предусматривалась казарма, наподобие севастопольской, но не трех, а двухэтажная. Из 960 офицеров казенные квартиры получали лишь НО, остальные должны были снимать помещения в Либаве, как это практиковалось в других военных портах. Жилой городок запланировали построить в полукилометре от морского берега, причем проектировщики обобщили опыт создания подобных городков в Вильгельмсгафснс, Киле, Таранто и Портсмуте, постаравшись избавиться от их недостатков [3].

Сомневаясь в том, что предусмотренные судостроительной программой 1881 г. корабли будут сданы флоту к 1899 г., Чихачев приказал довести постройки порта к этому году до уровня, соответствующего фактическому числу боевых единиц. Это означало строительство только одного дока, некоторых мастерских и трех казарм. Так как корабли в Либаве должны были находиться в вооруженном резерве, имея на борту часть экипажа, то намечаемых построек должно было хватить.

Неожиданно 20 октября 1894 г. умер Александр III. В числе первых указов унаследовавшего престол Николая II был указ от 5 декабря, которым Либавскому военному порту присваивалось имя его отца. В тот же день главный инспектор МСЧ генерал-майор А.Н. Чикалев предложил в первую очередь оборудовать порт "в военном отношении": построить адмиралтейство, склады, пороховые погреба [4].

В марте 1895 г. провели торги на подряд по сооружению дока, которые вновь выиграли строители аванпорта компаньоны П.А. Борейша и С.П. Максимович. Остальные постройки, по указанию адмирала Н.М. Чихачева, предстояло возводить хозяйственным способом.

Способ этот с 1882 года применялся военным ведомством при строительстве крепости на западной границе. Он предусматривал значительную свободу начальников строительных управлений в найме рабочей силы, закупке материалов и даже в некотором изменении проектов сооружений. Однако исполнительная инициатива ограничивалась размерами ассигнований, установленными на каждый год и на весь срок строительства. Общая стоимость всех сооружений порта Императора Александра Ш была определена в 32, 412 млн. рублей, о чем управляющий морским министерством заявил 24 апреля 1895 г на заседании Департамента государственной экономии. Эту сумму следовало распределить на десять лет. Департамент постановил: выделить единовременно 1,52 млн. рублей и предоставить морскому министерству испрашивать остальные средства но сметам каждого года.

Между тем в порту энергично производились землечерпательные работы. На 1340 м врезался в материк портовый канал, продолжалось углубление аванпорта и морского канала. В конце мая ' по Либаве прошел слух о предстоящем посещении порта великим князем Алексеем Александровичем. Генерал-адмирал, возвращавшийся на Рюрике из Киля, где он участвовал в торжествах по случаю открытия судоходного канала, соединившего Балтийское и Северное моря, должен был зайти в Либаву. 27 мая И.Г. Макдональд получил из Петербурга телеграмму, подтвердившую это известие. Управляющий министерством приказал ускорить работы в морском канале, чтобы устранить препятствия, способные помешать глубокосидящему Рюрику войти в аванпорт.

Когда генерал-адмирал появится в Либаве, никто в точности не знал, но ожидали его прибытия 11 июня. В этот же день бросил якорь в аванпорте крейсер Азия, с адмиралом Чихачевым на борту. Адмирал осмотрел место, отведенное под порт и указал очередность построек, которые должны были быть готовы к лету 1898 г., когда, по расчетам МСЧ, завершится строительство дока и канала, и в порт можно будет перевести некоторые суда. На следующий день управляющий морским министерством перешел на Рюрик и вместе с генерал-адмиралом отправился в Кронштадт.

Через две недели Адмиралтейств-совет утвердил "Ведомость работ по сооружению порта...", намеченных к исполнению в период с 1895-го по 1904 год. Этим документом предусматривалось устройство: портового, двух морских каналов; бассейнов для ремонта и стоянки судов; двух сухих доков; адмиралтейства с несколькими мастерскими и складами; десяти казарм, домов для адмиралов и офицеров, многочисленных хозяйственных построек, административных зданий, церкви, офицерского собрания, а также шоссе, водопровода и канализации. Таким образом в 1895 г. была определена программа строительства порта на десятилетие.

Также Адмиралтейств-совет утвердил и правила производства намеченных работ хозяйственным способом. Однако когда правила представили на учреждение Государственному контролеру, он решил, что они не соответствуют действующим законам и предложил пересмотреть, согласовав с Департаментом военной и морской отчетности. В основу нового варианта положили правила от 20 апреля 1884 г. для возведения крепостных сооружений военного ведомства. Обсуждали их около года, и все это время работы в порту практически не двигались с места.

Зато укрепления понемногу приобретали должный вид. 19 марта 1895 г. совещание под председательством военного министра П.С. Банковского пришло к выводу, что крепость должна быть в состоянии обороняться своими силами, без участия флота, который может отступить в Рижский или Финский заливы. Удалось согласовать и тип береговых батарей, но вот мнения относительно аванпортных батарей разошлись: морское ведомство стояло за рассредоточенные броневые башни, а военное — за обычные орудийные дворики, противником которых был генерал-адмирал. Последний вопрос остался нерешенным, поэтому ни на северном волноломе, ни на южном молу орудия установлены не были. Строительству крепости в целом это не помешало. В 1895 г. там насчитывалось уже 6 каменных сооружений, 26 деревянных казарм и множество других построек.

Гарнизон будущей твердыни к этому времени состоял из одного пехотного батальона и двух батальонов крепостной артиллерии, но ни одного орудия в Либаву еще не поступило. Не была составлена и "Табель нормального вооружения", хотя ориентировочно число орудий для приморского фронта определялось в 185, а для сухопутного — в 472 единицы.

События Японо-китайской войны (1894 — 1895), и особенно тс жесткие условия, которые поставила Китаю победившая Япония, активизировали дальневосточную политику России. Единства мнений у руководителей государства не было. Некоторые склонялись к мысли о сближении с Японией, но верх одержала точка зрения министра финансов С.В. Витте, настаивавшего на поддержке Китая [5]. Этому способствовала позиция Германии, готовой присоединиться к России в попытке умерить аппетиты Японии. Последовала за Россией и Франция.

 

 

Артиллерийское вооружение батарей Либавской крепости
  пушки мортиры
калибр  11" 10" 9" 6" 57-мм 11" 9"
обр.
1887 г
обр.
1887 г
обр.
1895 г
обр.
1867 г
обр.
1891 г
Норденфельда    
Количеств орудии по "Табели..." 5 20 24 30 30 26 20 30
Установлено к 20.07.1898 г 4 0 0 0 2 6 10 8
Артиллерийское вооружение сухопутного фронта
  пушки мортиры
калибр  6" 42-линейных батарейных прошво-штурмовых капонирных 9" 6"
в 190 пуд в 120 пуд           крепостных полевых
Количество орудий по "Табели..." 20 66 62 80 64 60 40 20 40
Установлено к 20.07.1898 0 0 0 0 1 (57-мм) 0 0 0 0

В результате предпринятого демарша трех держав японцы уступили, но не смирились. Обострение русско-японских противоречий совпало с улучшением русско-германских отношений. Казалось, что безопасность России на Балтике обеспечена. Это дало основание для вызревания идей о сосредоточении русского флота на Дальнем Востоке.

Однако адмирал Н.М. Чихачсв продолжал считать, что Россия должна стремиться к господству на Балтике. Он не разделял позиции тех, кто стремился перенести центр тяжести морской политики в воды Тихого океана, но не видя возможности бороться с новыми веяниями 26 апреля 1896 г. подал в отставку.

Прежде, чем это произошло, работы в Либаве существенно продвинулись вперед. К весне 1896 г. было подготовлено около 40 оснований под орудия береговой обороны, а 22 июня первый свой рейс в Либаву совершил транспорт Красная Горка, доставивший 10 — 11-дюймовых мортир. Правда, из-за отсутствия в военном порту подходящей пристани, оборудованной краном, разгружать транспорт пришлось в коммерческой гавани, воспользовавшись за плату краном Либаво-Ромельской железной дороги.

Сдвинулось с мертвой точки и строительство порта. 23 мая 1896 г. Государственный Совет, торопившийся быстрее окончить сессию ввиду предстоявшей коронации Николая II, передал на высочайшее утверждение правила производства работ. Строитель, к тому времени генерал-майор Макдональд, заключивший необходимые контракты на поставку стройматериалов и приспособлений, немедленно поставил на кирпичную кладку пять артелей, две латышские и три русские. Однако русские артели вскоре были отстранены от работ или ушли сами, а после сильного пожара, уничтожившего летом 1896 г. множество деревянных домов в Либаве, попытались покинуть строительство и латыши, соблазнившиеся высокими заработками в городе. Их остановила только угроза потерять все залоги, образовавшиеся из 10% выплаченных им денег. Безупречно действовал лишь землечерпательный караван, прервавший свою работу всего на несколько дней, когда портовый канал сковало льдом. Правда в октябре 1896 г. два земснаряда пришлось спешно отправить в Кронштадт — для участия в спасении севшего на мель крейсера Россия.

До ледостава оставались считанные недели, поэтому в конце ноября из Либавы дополнительно выслали товарным поездом два землесосных аппарата. В начале декабря крейсер с мели сняли, но земснаряды зазимовали в Кронштадте.

Тем временем в крепости завершилось возведение береговых батарей и началась установка орудий. Артиллерийское имущество подвозили и морем, и по железной дороге, доставляя немалые хлопоты крепостному артиллерийскому управлению. Если сами орудия и их лафеты прибывали непосредственно на место установки, то прочее имущество приходилось перегружать на подводы, а то и на тележки, которые солдатам предстояло тянуть более семи километров, отделявших крепость от железнодорожной станции. В 1898 г. наконец приняли "Табель нормального вооружения", согласно которой на береговое вооружение назначалось 185 орудий, а на сухопутное — 452.

Из них к 20 июля 1898 г. было установлено на береговых батареях 12 орудий и 18 мортир, а на сухопутном фронте всего одна 57-мм пушка. В других крепостях и на заводах хранилось еще 109 орудий, предназначенных для Либавы, главным образом береговых [6 ]. Укрепления на перешейке между Либавским озером и морем, а также у северного берега озера сооружать не стали.

К лету 1898 г. были готовы: канал, док, судостроительная и механическая мастерские, кузница, портовые и продовольственные склады, казарма №1, несколько офицерских флигелей, два госпитальных павильона, кухня, баня, два бетонных пороховых погреба, сарай для хранения снарядов и некоторые другие постройки. 4 июня 1898 г. получил высочайшее утверждение временный штат порта Императора Александра III. Либава готовилась принять первые корабли.

Зиму 1898 — 1899 гг. в порту провели: эскадренный броненосец Петропавловск, броненосец береговой обороны Адмирал Ушаков, канонерская лодка Храбрый и транспорт Бакан. Боевые корабли находились в вооруженном резерве, в 12-часовой готовности к выходу в морс. На борту постоянно находилась треть команды и половина офицеров, сохранялись /4 запасов угля, смазочного масла и месячный запас провизии [7 ]. На следующий год остались зимовать в Либаве броненосцы Полтава, Севастополь, Адмирал Ушаков и Адмирал Сенявин, суда Морского кадетского корпуса. Провиант для их экипажей отпускался военным ведомством.

Первые опыты пребывания кораблей в новом порту показали, что предусмотренных "Ведомостью работ по сооружению порта..." сооружений недостаточно для нормального функционирования всех его служб. Возникла мысль об изменении программы 1895 г., тем более естественная, что новый управляющий морским министерством вице-адмирал П.П. Тыртов, вовсе не был приверженцем идей своего предшественника. К тому же, после отправки большинства современных кораблей на Дальний Восток Балтийский флот оказался слишком слабым не только для наступательных операций, но даже для эффективной обороны. Видимо, исходя их этих соображений, порт Императора Александра III перевели в более низкий разряд, оставив за ним роль передовой базы [8 ]. По распоряжению П.П. Тыртова в ноябре 1898 г. было созвано совещание под председательством начальника ГУКиС вице-адмирала В.П. Верховского, которое отменило постройку ряда складов, мастерских, казарм и других сооружений. На высвободившиеся таким образом средства планировалось устроить нефтехранилище, пороховую пристань и несколько хозяйственных построек.

Прошло еще два года. Все рельефнее вырисовывались прежде не замечавшиеся недостатки действующего военного порта. Поэтому в конце 1900 г. совещание под председательством начальника Главного морского штаба (ГМШ) вице-адмирала Ф.К. Авелана приступило к очередному пересмотру программы 1895 г. На этот раз, казалось, были учтены все потребности порта. Однако этот новый план, утвержденный в 1901 г. встретил сопротивление со стороны министра финансов С.Ю. Витте, считавшего расходы на возводившиеся в Либаве сооружения чрезмерными. По его поручению товарищ министра В.Н. Коковцев выступил 20 мая 1902 г. на заседании Департамента государственной экономии с обвинениями в адрес строителей порта и предложил образовать комиссию с участием представителей министерства финансов и государственного контроля для рассмотрения вопроса на месте. Предложение одобрили, и летом 1902 г. комиссия, возглавляемая контр-адмиралом С.И. Палтовым, отправилась в Либаву. Побывав на строительных площадках, в адмиралтействе и жилом городке, она подтвердила обоснованность последних предложений морского министерства. План 1901 г. был утвержден в Государственном Совете, но его реализация затянулась из-за начавшейся в 1904 г. войны России с Японией.

Однако еще до того, как на Дальнем Востоке прогремели первые выстрелы, началась разработка программы расширения порта Императора Александра III. ГМШ двумя предписаниями, от 23 декабря 1903 г. и 14 января 1904 г., известил Строителя, что к 1 января 1914 г. в Либаве предполагается сосредоточить 9 новых эскадренных броненосцев, 7 старых броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 6 старых крейсеров 1-го ранга и 28 миноносцев. Для их размещения предстояло выкопать второй бассейн, построить дополнительные мастерские, склады, жилые здания [9].

Несмотря на отдаленность боевых действий все прежние порядки в Либаве изменились: портовый канал стали закрывать на ночь бонами, на его берегах появились "кинжальные" батареи, усилились караулы. Управление Строителя с первых же месяцев войны включилось в работу по спешному оборудованию порта сначала для приема кораблей отряда адмирала Вирениуса, а затем — 2-й Тихоокеанской эскадры. В аванпорте устанавливались дополнительные бочки, сооружались временные склады для угля, на несколько километров протянувшиеся вдоль берегов портового канала. К октябрю 1904 г. в порту скопилось около 56000 тонн кардифского и ньюкастлского угля, а также 15000 тонн угольных брикетов, а суда с углем продолжали прибывать. Для их разгрузки не хватало рабочих рук, и командир порта ежедневно выделял на эти работы до 600 матросов [10]. На полную мощность действовали портовые мастерские, но так как они еще не были надлежащим образом оснащены, пришлось дополнительно использовать для оборудования кораблей ремонтные мастерские землечерпательного каравана. В порту также возник временный завод для сборки подводных лодок компании американца С. Лэка.

Осенью Либаву посетил Николай II. Не сомневаясь в конечной победе над Японией, он заметил, что: "нельзя ограничиться уже исполненными работами по сооружению порта и что его нужно продолжать расширять, насколько это необходимо для будущего Балтийского флота" [11]. Исполняя указания императора, морское министерство занялось уточнением программы работ на 1907—1917 годы, требовавшей, по предварительным подсчетам, 37 млн. рублей.

Реальный ход событий, однако, опрокинул эти планы. После первых поражений русской армии и флота, в порту начались митинги и забастовки, участившиеся после Цусимского сражения. Практически все работы прекратились, обстановка накалялась. В июне 1905 г. взбунтовались матросы 1-го экипажа и выпустили заключенных на гауптвахте товарищей. Для усиления охраны пороховых погребов в порт прислали казачью сотню.

В те дни бурлила вся страна. Правительство, оказавшееся неспособным подавить беспорядки, вынуждено было пойти на заключение мира с Японией. Жалкие остатки Балтийского флота, уцелевшие в бойне, возвращались домой, их путь лежал через Либаву. В начале 1906 г. порт принял первые корабли и оказал морякам посильную помощь в ремонте.

Похоронив свою морскую мощь в водах Желтого моря, Россия, как и следовало ожидать, оказалась перед лицом прежней угрозы со стороны Германии, но уже без средств парировать ее — чтобы возродить флот требовались годы и сотни миллионов рублей. Изменение стратегической ситуации на Балтике заставило еще раз понизить статус порта Императора Александра III: теперь он стал базой 1-го отряда минных судов и Учебного отряда подводного плавания, образованного 29 мая 1906 г. Морской министр вице-адмирал А.А. Бирилов, ссылаясь на постоянные изменения военной техники, требующие перемены оборудования мастерских и складов, приказал завершить уже начатые постройки, не приступая к новым. В течение 1906 г. предписывалось окончить все работы, а в 1907 г. ликвидировать дела строительного управления. В июле 1906 г., почти в полном составе, был отправлен в Моонзунд землечерпательный караван. Началось увольнение рабочих и служащих.

Одновременно порт обустраивался. В 1906 г. он получил первую радиостанцию системы "Телефункен" дальностью действия 100 миль. Позднее она станет частью Службы связи Балтийского моря, возглавляемой А.И. Непениным, но в пер-

вые дни мировой войны будет демонтирована. Взамен в Либавс установят передвижную радиостанцию и радиопеленгатор [12). Появилось в порту бензохранилище для лодок Учебного отряда, несколько маломощных электростанций. С большим опозданием рабочие Металлического завода завершили строительство моста через портовый канал. Для улучшения базирования минного отряда была устроена система парового отопления миноносцев, способствовавшая более качественному их обслуживанию и ремонту.

С марта 1907 г. из Либавы отправились в дальние походы корабли Особого отряда, состоявшего из эскадренных броненосцев Цесаревич, Слава, и крейсера Богатырь. Отряд, созданный для того, чтобы дать корабельным гардемаринам основательную практику перед производством в офицеры, уходил за тысячи миль от родных берегов. А вот субмарины, на борту которых выходили в море будущие подводники, удалялись от либавских причалов на считанные мили.

Для пяти флотских экипажей, сформированных в прежние годы, не хватало личного состава и их свели в два, 3-й и 9-й. 3-й флотский экипаж комплектовал корабли 1-й минной дивизии, которой командовал контр-адмирал Н.О. Эссен, а 9-й — корабли Учебного отряда подводного плавания, начальником которого был контр-адмирал Э.Н. Щенснович. В 1908 г. на базе этих экипажей был образован Либавский флотский полуэкипаж.

Решением Совета государственной обороны от 27 июня 1907 г. Либавскую крепость упразднили. Отныне русской армии предстояло развертываться в глубине своей территории, и крепости на западной границе теряли прежнее значение. Позднее такой порядок был закреплен "19-м расписанием" 1910 г. Все оборонительные сооружения Либавской крепости предписывалось подготовить к уничтожению во время войны.

Война не заставила себя долго ждать. В 1914 г. России пришлось вступить в борьбу с Германией. Накануне разрыва дипломатических отношений из Либавы в Ревель благополучно перешли лодки Учебного отряда Белуга, Стерлядь, Пескарь и транспорт Анадырь. 19 июля последовало объявление войны, а на следующий день крейсеры Аугсбург и Магдебург обстреляли Либаву, предварительно выставив минное заграждение. Под впечатлением этого обстрела командир порта контр-

адмирал А.С. Загорянский-Кисель приказал привести в негодность портовые сооружения. В воротах аванпорта были затоплены 5 арестованных германских пароходов и землечерпательный караван. В сентябре-октябре на Порт императора Александра III временно базировались подводные лодки Крокодил и английские Е-1 и Е-9.

17 апреля 1915 г. командующий Балтийским флотом приказал оставить Либаву. В соответствии с этим приказом были уничтожены крепостные батареи и радиостанция, у южных ворот аванпорта затопили несколько судов и большую землечерпалку, взорвали северный пролет железнодорожного моста через канал. Однако через два дня неожиданно последовал новый приказ — защищать город всеми силами. Увы, времени на то, чтобы укрепить город с юга уже не оставалось. 24 апреля Либаву обстреляли немецкие крейсе-

ры, а в три часа утра 25 апреля, после ожесточенного боя, германский отряд под командованием майора Клука занял Старый город, а затем и крепость [13]. Порт императора Александра III прекратил свое существование.

                                                                             Источники и литература

  1. Российский государственный архив военно-морского флота (РГАВМФ),ф.427,оп.З, д.58, л.117.
  2. Исторический архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ИА ВИМАИВиВС), ф.6, оп. 4/1, д.735, л.86.
  3. РГАВМФ, ф.421, оп.5, д.1268, л. 12-13.
  4. РГАВМФ, ф.421, оп.5, д. 1190, л.266.
  5. Рыбачснок И.С. Союз с Францией во внешней политике России в конце XIX в. М., 1993,с 45
  6. ИА ВИМАИВиВС, ф.6, оп.4/1, д.736, ч.2, л.264.
  7. Грибовский В.Ю.,Черников И.И. Броненосец "Адмирал Ушаков". СПб., 1996, с.135.
  8. РГАВМФ, ф.427, оп.З, д.407, л.142.
  9. РГАВМФ, ср.421, оп.5, д.1525, л.233.
  10. РГАВМФ, ф.427, оп.З, д.589, л.157. И.РГАВМФ, ф.427, оп.З, д.631, л.10.
  11. Дудоров Б. П. Адмирал Непенин. СПб., 1993, с.156-159.
  12. Гавань янтарного моря. Лиепая, 1963, с.151.    
  13. http://fortress.vif2.ru/                                                                                                                                   

 

 

Домой | Военный Порт | Император | Либава | Воздушный мост | Карта Либавы | Оф.Со.Флота | Фотографии | Избранное

Дата последнего изменения этого узла 18.04.2007

Hosted by uCoz